Главная » 2011 » Октябрь » 7 » Какие опыты можно провести в ясельной группе
загрузка...
22:00
Какие опыты можно провести в ясельной группе
ДАЖЕ нам с вами – взрослым, разумным и в меру образованным людям – очень непросто осознать тот факт, что Вселенная бесконечна. Что уж говорить о детях? Именно поэтому их интерес «к небу», как правило, ограничивается вопросами вроде «а что это там за звездочка?» или «отчего ночью пропадает солнышко?».
Тем не менее именно такие простейшие «почему» вполне могут послужить толчком для изучения с ребенком астрономии. Не так уж это сложно и страшно, как кажется на первый взгляд, ведь вам совершенно не обязательно углубляться в самые дебри. Для начала неплохо бы объяснить малышу, как устроена наша Вселенная и чем, например, созвездия отличаются от планет. Главное, не напугать наследника непонятными «умными» словами и рассказами о точке сингулярности или теории большого взрыва.1. КОСМОС, КОСМОС, Я ЗЕМЛЯ!Перво-наперво решите, каким образом вы будете рассказывать чаду о том, каков размер нашей планеты. «Она – огромна», – скажете вы. «Как наш дом?» – тут же спросит наследник. Ответ «значительно больше» категорически не подходит! Детям необходима конкретика, поэтому и начинать надо с понятных и доступных примеров.
за 10 минут КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ МОЖЕТ СФОТОГРАФИРОВАТЬ ПРИМЕРНО ОДНУ ПЯТИСОТУЮ ЧАСТЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ТАКИЕ ЖЕ ПО ОБЪЕМУ СНИМКИ С САМОЛЕТА, ПОТРЕБУЕТСЯ 4 года, А ГЕОЛОГИ И ГЕОГРАФЫ СПРАВЯТСЯ С ЭТОЙ ЗАДАЧЕЙ за 80 лет.
РУЧНАЯ РАБОТА.Не поленитесь и слепите пластилиновый макет Земли. Сначала нужно скатать небольшой шарик красного цвета – это будет ядро. На ядро налепим следующие слои: толстый слой оранжевого пластилина – внешнее ядро, толстый слой желтого пластилина – мантия, тонкий слой коричневого пластилина – кора.
И, наконец, финальный аккорд: облепите свою модель синим, белым и зеленым – то есть океанами, лесами и льдами. Готово? Отлично. Теперь расскажите ребенку, что Земля – единственная из всех известных ученым планет, подходящая для жизни, ведь только у нас есть вода и воздух, необходимые всем живым существам. Пока вы лепите земной шар, поручите малышу сделать двух пластилиновых человечков, они вам пригодятся чуть позже. Вам придется заранее продумать ответы на разнообразные «трудные вопросы» вида «А где же тогда живут гномики?», «Сколько надо копать, чтобы добраться до ядра?» или «Если Земля – шарик, то почему же мы тогда не падаем?» 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Возьмите лист ватмана, нарисуйте слева от центра нашу планету в разрезе и подпишите все слои (само собой, делать это нужно вместе с ребенком). Учтите, картинка не должна быть слишком большой: на этой же бумаге вам позже придется изображать целую Солнечную систему.
2. СОЛНЕЧНЫЙ КРУГПрежде чем рассказывать, как светило взаимодействует с нашей планетой, нужно упомянуть о том, что Солнце – это вообще-то не планета, а звезда. И вот тут-то самое время объяснить карапузу, чем же, собственно, звезды отличаются от планет (подсказка: они всегда излучают свет, больше весят, и температура на них гораздо выше).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Возьмите ватман, на котором уже нарисована Земля, и изобразите на нем Солнце (понятно, что оно должно располагаться в самом центре листа). 

РУЧНАЯ РАБОТА.Возьмите пластилиновый макет Земли и с двух сторон прикрепите к нему человечков. Теперь подсветите шар фонариком (лучше делать это в темной комнате) и покрутите в разные стороны: так ребенку будет проще понять, что в разных местах нашей планеты день и ночь наступают не одновременно – пока один землянин спит, другой – наслаждается солнечными лучами. Затем покажите малышу, как Земля вращается вокруг Солнца-фонарика, и объясните, что от того, в какой точке находится наша планета, зависит смена времен года.
СОЛНЦЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ЖЕЛТОЕ, А БЕЛОЕ. ОНО ПРИМЕРНО в 109 раз БОЛЬШЕ ЗЕМЛИ, А ЕСЛИ ВЗЯТЬ КУСОЧЕК ГОРЯЧЕЙ ЗВЕЗДЫ, РАВНЫЙ ПО РАЗМЕРУ ПОЧТОВОЙ МАРКЕ, ТО ОН БУДЕТ СВЕТИТЬ ТАК ЖЕ, КАК ПОЛТОРА МИЛЛИОНА СВЕЧЕЙ. 

ПЕРВЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ВЕРНУВШИЕСЯ ИЗ КОСМОСА НЕВРЕДИМЫМИ,  ЭТО, КАК ИЗВЕСТНО, СОБАКИ. А ВОТ НА ЛУНУ В 1968 ГОДУ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАПУСТИЛИ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ СТЕПНЫХ ЧЕРЕПАХ. ВОТ ТЕБЕ И ТИХОХОДЫ!
3. ЛУННАЯ СОНАТАЛуна движется вокруг Земли и потому называется спутником нашей планеты. Кратеры, которыми усеяна лунная поверхность, – это следы от небесных тел, которые называются метеоритами. Когда мы смотрим в ночное небо, нам кажется, что Луна светится, но на самом деле она всего лишь отражает сияние Солнца.
И, наконец, главный вопрос, волнующий юные умы: «Почему иногда я вижу Луну, а иногда – месяц? А чем они друг от друга отличаются?»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.На том самом ватмане, где уже изображены Земля и Солнце, нарисуйте маленькую Луну. Само собой, расположить ее нужно недалеко от нашей планеты. На отдельном листе малыш может изобразить полную Луну и месяцы – убывающий (в виде буквы «С») и прибывающий («С» наоборот). Насыпьте в небольшую миску песок или манную крупу и добавьте чуть-чуть воды, чтобы «лунная пыль» не разлеталась. Теперь вместе с карапузом начинайте бросать туда мелкие камушки или бусинки – таким образом ребенок сможет увидеть, как именно на Луне образовывались кратеры. 

РУЧНАЯ РАБОТА.Предложите ребенку слепить Луну самостоятельно (только не забудьте при этом уточнить, что она гораздо меньше Земли!). Малыш должен скатать шарик, а вы – тыльной стороной карандаша нанесите на него кратеры. Планета готова. Теперь берите Луну и Солнце-фонарик и отправляйтесь в темную комнату. Сначала посветите на макет с близкого расстояния – таким образом вы покажете детке полную Луну, а затем отдалите фонарь так, чтобы начинающий астроном увидел, как получается месяц.
4. МОЛОЧНЫЕ РЕКИМлечный путь – так называется наша Галактика. Как и любая другая галактика, она состоит из скопления звезд и планет. На самом деле диффузная белая полоска, которую мы иногда видим в небе, – это торец Млечного Пути.
У РУМЫН МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ НАЗЫВАЕТСЯ КАЛЯ РОБИР, ЧТО В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ ДОРОГА РАБОВ. 
ПО ЛЕГЕНДЕ, СВЕТЯЩАЯСЯ В НЕБЕ ПОЛОСА ПОМОГАЛА СБЕЖАВШИМ ПЛЕННИКАМ НАХОДИТЬ ДОРОГУ ДОМОЙ.
РУЧНАЯ РАБОТА.Возьмите фонарик и оберните его полупрозрачной бумагой – макет готов, осталось только включить его в темной комнате. Появившаяся полоса рассеянного света, собственно, и есть искомый нами Млечный Путь. 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Закрасьте лист темносиней гуашью, а после того как он высохнет, окуните кисть в белую краску и несколько раз встряхните. Хаотичные капли на темном фоне – это звезды. Осталось только слегка размазать ихчистой влажной кисточкой, и шедевр готов!
5. ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ!Рассказывая ребенку о созвездиях, обойтись без конкретных примеров и разнообразных самодельных макетов не удастся. А потому закатываем рукава и приступаем к работе!
РУЧНАЯ РАБОТА.В хаотичном порядке наклейте на большой лист вырезанные из желтой бумаги звездочки: теперь соединяйте их в созвездия и рассказывайте малышу, как называется каждое из них. 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Собрав фантазию в кулак, попробуйте обвести черным фломастером каждое из получившихся у вас созвездий, так чтобы они превратились во вполне узнаваемых рака, овна и, например, тельца. Затем усложните задачу. Нарисуйте на одних карточках созвездия, а на других – их условные изображения. Задача ребенка – найти правильные пары.
ЯРКАЯ ЗВЕЗДА НОЧНОГО НЕБА НАЗЫВАЕТСЯ СИРИУС. ОНА НАХОДИТСЯ В СОЗВЕЗДИИ БОЛЬШОГО ПСА.
6. ГЛАВНОЕ - ХВОСТ!Наши предки считали, что появление на небосклоне «звезды с хвостом» сулит множество бед и катаклизмов, но мы-то с вами знаем, что ничего страшного в кометах нет. Это обычные сгустки космической пыли и льда, вращающиеся вокруг Солнца: когда они приближаются к светилу, лед начинает таять и у кометы появляется эффектный газово-пыльный шлейф.
РУЧНАЯ РАБОТА.Вырежьте из гофрированной бумаги тонкие полоски и приклейте их на скотч вокруг «надувательного отверстия» обычного воздушного шарика. Прикрепили? Надуваем шар и отпускаем его в свободный полет. 
Из золотистой или желтой бумаги вырежьте звезду и с тыльной стороны приклейте на нее хвост из мишуры и ярких ниток. Теперь «комету» надо закрепить на палочке или, например, на толстой вязальной спице.
КАЖДЫЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЯРКАЯ И КРУПНАЯ КОМЕТА, КОТОРУЮ БЕЗ ТРУДА МОЖНО УВИДЕТЬ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЕЙШЕГО ТЕЛЕСКОПА.
7. СТРОЙНАЯ СИСТЕМАНу и наконец, Солнечная система: вам осталось наглядно показать ребенку, где находятся планеты, и рассказать, чем же они отличаются друг от друга. Пойдем по порядку!
Ближе всего к Солнцу расположен Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы, и разглядеть ее можно только в очень короткий период – сразу же после наступления сумерек (потом будет поздно!).
Венера, подобно Луне, отражает солнечный свет и поэтому видна не только ночью, но и в закатнорассветные часы. На поверхности этой планеты встречаются вулканы с огромными кратерами и твердая лава. Земля – по мнению ученых, это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
Опознать на ночном небосклоне Марс совсем не сложно: он мерцает красноватым светом. На этой планете находится самая высокая вершина Солнечной системы – гора Олимп и самый крупный каньон – долина Маринер. Белым светом сияет Юпитер. Это самая крупная планета нашей системы. По утверждению ученых, Юпитер полностью покрыт водой.
Сатурн окружен кольцом астероидов, таким большим, что внутрь него можно поместить три земных шара. Ученые считают, что, если опустить Сатурн в воду, он всплывет. Правда, чтобы проверить это утверждение, нужно где-то найти тазик диаметром 60 000 км. Уран – первая планета, обнаруженная астрономами в Новое время (1781 год) при помощи телескопа (все остальные планеты нашей системы были найдены еще в античные времена).
Нептун открыли в 1846 году, и произошло это не путем регулярных наблюдений, а благодаря точным математическим расчетам.
Астрономы иногда выделяют Уран и Нептун в отдельную категорию «ледяных гигантов» – ведь ядра этих планет в основном состоят изо льда и горных пород.
Самой маленькой планетой Солнечной системы ученые долгое время считали Плутон, но в конце концов его развенчали в астероиды.
РУЧНАЯ РАБОТА.Возвращаемся к нашему ватману. Помните, на нем уже изображены Земля, Солнца и Луна? Немедленно рисуем вокруг все остальные планеты. 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Выучите с ребенком считалку, помогающую запомнить расположение небесных тел:
Раз – Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран,
Нептун,
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце – чемпион! Предложите малышу нарисовать планеты «в лицах» и рассказать историю каждой из них. Какое из небесных тел, по мнению детки, доброе, а какое опасное?
КАЖДЫЙ ГОД В НАШЕЙ ГАЛАКТИКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ НОВЫХ ЗВЕЗД.
Журнал Мамаспапас.

Категория: Занятия в ясельной группе | Просмотро
загрузка...
:
4892
| Добавил: Sokolova
Всего комментариев
загрузка...
: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]