Главная » 2011 » Февраль » 2 » Совместная работа родителей и воспитателей ясельной группы
загрузка...
00:37
Совместная работа родителей и воспитателей ясельной группы
Опыт показывает, что возможны расхождения между ожиданиями воспитателей ясельной группы и ожиданиями родителей. Важно, еще во время зачисления ребенка, обсудить с родителями обычную направленность детского сада в воспитании и развитии.

 Если родители и воспитатели не будут знать об имеющихся различиях в подходах, может возникнуть непонимание и «сбой в коммуникации». Спросите родителей, как, по их мнению, программа поможет их детям, какую пользу принесет, и что, по их мнению, самое важное в уходе за их детьми и в их обучении.


Вполне вероятно, что у кого-то из родителей собственный опыт школы, сада или яслей не совсем удачный и они до сих пор неуютно себя чувствуют в учреждениях образования. Кто-то может быть искренне убежден, что воспитатель или учитель всегда знает лучше, и поэтому нельзя подвергать сомнению то, что он делает. У воспитателей ясельной группы также мог быть не самый лучший прошлый опыт общения с родителями: кто-то из родителей пытался учить их, как нужно работать с детьми или проигнорировал их советы относительно таких вопросов, как туалет ребенка, кормление и поведение. Чтобы такие негативные отзвуки прошлого опыта не мешали новому общению, не спешите при установлении контактов.

Активное слушание. Активное слушание предполагает очень внимательно и с уважением слушать собеседника и вслушиваться в смысл того, что говорится. При этом нужно смотреть в глаза собеседнику, подбадривать его, кивать, а если вы не уверены, правильно ли поняли сказанное, повторить услышанное так, как его поняли.

Жесты. Иногда люди чувствуют себя не в своей тарелке, когда обсуждается вопрос, задевающий их за живое. Внимательно следите за невербальной реакцией: она подскажет вам без слов, что слушающего что-то беспокоит. Например, когда вы видите, что мама очень напряглась во время обсуждения поведения ее ребенка за столом, выслушайте ее с особым вниманием, и помогите ей вопросами.

Открытые вопросы. В отличие от вопросов, требующих ответ «да» или «нет», открытые вопросы дают людям возможность рассказать вам о детях. Когда вы спрашиваете: «Как Таисия проводит день дома?», «Пожалуйста, расскажите как и когда она обычно ест и спит», или «Какие игрушки Макар любит больше всего?», у вас больше шансов получить желаемую информацию от родителей, чем если вы спросите: «Наташа спит днем?»

Честная и прямая информация. Обмен честной и прямой информацией с членами семьи приводит к формированию доверительных отношений. Родители знают, что воспитатель скажет им правду о ребенке, даже если она не совсем приятная. Например, воспитатель, заподозривший потерю слуха у ребенка, скажет об этом родителям и порекомендует им врача.

 

Как сообщить что-то неприятное

Некоторые вопросы требуют не только чуткости, но и хорошего понимания собственных эмоций и реакции на ситуацию.

Расставание с родителями. Родителям и детям тяжело говорить друг другу «до свидания». Признавая наличие этой проблемы, вы сделаете первый шаг к установлению доверия, которое поможет сгладить ситуацию. Младенцы, которые сами устанавливают для себя процедуры сна, приема пиши, передвижения и взаимодействия с окружающим миром, нуждаются в удобной колыбельке, знакомой игрушке и, что важнее всего, в ком-то, кто понимает, когда их нужно утешить, когда покормить, когда уложить спать, а когда дать поиграть. «Мобильные» младенцы переживают расставание с родителями и нуждаются в процедуре, которая бы помогла им почувствовать себя в безопасности. Объясните родителям, что тревожность при виде незнакомого человека — типичный спутник этого возраста (около 9 месяцев). Воспитатели и родители должны вместе найти способы помощи ребенку в этой ситуации для минимизации стресса. Например, родители начинают играть с ребенком в какую-то игрушку и уходят только, когда ребенок увлекся игрой и счастлив.

Малыши легче расстаются с родителями, если знают, что ожидает их дальше. Их распорядок дня должен быть упорядочен и последователен. Иногда помогает, если ребенку приносят из дома игрушку или любимое одеяльце. Воспитатель может помочь ребенку, предложив ему его любимую игру и заверив ребенка, что родители через какое-то время вернутся. Иногда помогает иметь под рукой семейную фотографию и показать ее ребенку.

Во всех случаях младенцы и самые маленькие нуждаются в добром и ласковом приветствии взрослого. Это помогает им сказать «до свидания» родителям. Помните, что родители тоже могут болезненно переживать этот момент расставания и чувствовать себя виноватыми, что бросают ребенка на целый день. Дайте им понять, что вы понимаете их чувства и заверьте их, что вы сделаете все возможное, чтобы их ребенку было хорошо. При этом их всегда успокаивает, что воспитатель понимает, что он только воспитатель и не претендует на их роль.

Разные культуры по-разному подходят к уходу за детьми. Воспитатели должны знать, из каких семей происходят дети, вверенные им. Лучше всего спросите об этом родителей. Спросите, какие предпочтения имеются в еде, какие ожидания к дисциплине, какие религиозные и культурные праздники для них значимы и как они празднуются. Избегайте стереотипов. Не думайте, что все представители этнической или религиозной группы похожи или имеют одинаковые особенности. Каждая семья уникальна и имеет собственные традиции.

Пригласите членов семьи в ясли и попросите их спеть детям свою песню или рассказать сказку, приготовить традиционное блюдо или рассказать о празднике. Если воспитатель признает и уважает разнообразие в детях, он уважает их всех и хочет узнать как можно больше об их жизни.

Может быть, в каких-то семьях дома говорят на родном языке, который отличается от языка большинства. Выучите несколько слов на этом языке и научите остальных детей простейшим словам типа «привет», «пока», «спасибо», «как дела?», «извини». Или пригласите родителя, который научит детей этим словам. Малыши обожают все новое, и они будут учиться общению в мире, говорящем на множестве языков. Культурное разнообразие должно быть отражено и в комнате (картинки, традиционные игрушки, музыка, книги).

У всех родителей свой стиль воспитания. Культурные различия могут иногда привести в непониманию и конфликту между яслями и домом. Поэтому важно ознакомить родителей с философией программы до того, как они запишут в нее детей. Если родителям не подходит что-то в программе, они лучше сразу начнут искать другие ясли. Если подход к воспитанию детей в семье неприемлем для программы, осторожно скажите родителям об этих отличиях, ни в коем случае не создавая у них ощущения, что они плохие родители.

Конфликты обычно возникают вокруг таких процедур, как кормление, туалет, сон и дисциплина. Дома ребенка заставляют съедать все, в яслях, согласно правилам, ребенок может не доесть, если не хочет. В яслях малышу говорят: «Нет, Томас, сейчас этой игрушкой играет Катя», если он пытается отнять игрушку у Кати, и ему предлагают заняться чем-то другим. Дома же могут шлепнуть по руке, когда он пытается выхватить что-то у кого-нибудь из рук. Несмотря на то, что последовательность очень важна для детей, они способны понять, что правила поведения дома и в яслях — разные. Важно открыто и честно обсуждать эти различия с семьями и пытаться понять их точку зрения. Там где это возможно, если это не вступает в резкое противоречие с философией программы, пытайтесь делать так, как это принято у ребенка дома.

Борьба с ревностью. Родители иногда боятся потерять любовь своих детей, опасаются, что ребенок отдаст предпочтение воспитателю и переживают, что не могут проводить с ребенком весь день. Иногда они начинают ревновать ребенка к воспитателю. Чтобы помочь родителям справиться с этими чувствами, воспитатели могут:

• просить родителей чаще бывать в яслях;

• повесить на стене или на кроватке ребенка фотографии семьи;

• попросить принести из дома любимое одеяло или игрушку;

• попросить ребенка нарисовать картинку для родителей;

• регулярно общаться.

 


Категория: Советы из практики | Просмотро
загрузка...
:
7435
| Добавил: Sokolova
Всего комментариев
загрузка...
: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]