Главная » Статьи » Библиотека родителя

Януш Корчак. Главы о здоровье и о красоте
Здоров ли он?
     Еще так непривычно, что он- уже сам по себе. Ведь еще совсем недавно, в
их сдвоенной жизни, страх за него был отчасти и страхом за себя.
     Как она  мечтала,  чтобы это время кончилось, так хотела, чтобы роковая
эта  минута  осталась позади.  Думала,  что едва  она минует,  все  страхи и
беспокойства рассеются.
     А теперь?
     Удивительная вещь: раньше ребенок был в ней, больше ей принадлежал. Она
была увереннее в его  безопасности,  лучше  его понимала. Полагала, что  все
знает о нем, что все сумеет. С той поры, когда  чужие руки-профессиональные,
оплаченные, опытные - приняли опеку над  ним на себя, а она отошла на второй
план, она потеряла покой.
     Мир уже отбирает его у нее.
     И в долгие часы бессонницы поневоле появляется множество вопросов:
     что я ему дала, как оснастила, чем гарантировала безопасность?
     Здоров ли он? Почему же он плачет?
     Почему он худой? Почему плохо сосет?  Не спит? Спит так много? Почему у
него большая головка? кривоватые  ножки? сжатые кулачки? красная кожа? белые
пупырышки  на  носу? Почему  он  косит,  икает,  чихает, давится, из-за чего
охрип?
     Так и должно быть? А может, от нее что-то скрывают?
     Она вглядывается  в  свою  новорожденную  кроху, такую беспомощную,  не
похожую  ни  на одного  из  тех крошечных и беззубых, каких она встречала на
улице и в саду.
     Неужели и вправду ее  ребенок через  три-четыре месяца будет  таким же,
как они?
     А может, они ошибаются? Может, не  замечают опасности? Мать недоверчиво
слушает врача  изучает его,  старается  по его глазам, морщинам на  лбу,  по
тому,  как он пожимает  плечами и поднимает  брови, угадать, все  ли  он  ей
говорит, не колеблется ли, достаточно ли внимателен.
     8.
     "А  он красив,  твой  ребенок?"  "Мне  это  все  равно".  Так  отвечают
неискренние   матери,  желая  подчеркнуть  серьезность  своего  отношения  к
воспитанию.
     Между тем красота, обаяние, фигура, приятный голос-это капитал, которым
ты одарила своего ребенка, и так же, как здоровье,  как ум, он облегчает ему
следование по жизненному пути. Не нужно  переоценивать значения красоты: при
отсутствии других достоинств она может принести вред. Тем  большего внимания
к ребенку требует она от тебя.
     Воспитывать  красивого  и   некрасивого  ребенка  нужно  по-разному.  А
поскольку нет воспитания без участия ребенка, постольку не следует  стыдливо
скрывать от него проблем, связанных с красотой,-именно это его испортит.
     Это  деланное пренебрежение  к красоте-средневековый  пережиток.  Разве
может  человек,  чуткий  к  красоте  цветка,  бабочки,  пейзажа,  оставаться
равнодушным к красоте человека?
     Ты хочешь  скрыть от ребенка,  что он  красив? Если ему не скажет этого
никто из окружающих в доме,  ему сообщат об этом чужие на улице, в магазине,
в  саду,  всюду,  где  бы  он  ни был,  дадут  понять восклицанием, улыбкой,
взглядом взрослые или сверстники. Ему откроет это пренебрежение к некрасивым
и нескладным детям. Он поймет, что красота-привилегия, так же  как понимает,
что рука-это его рука и ею нужно пользоваться.
     Слабый  ребенок  может  развиваться  нормально,  крепкий-стать  жертвой
несчастного случая. Так и красивый ребенок может быть  несчастным, а ребенок
под броней некрасивости, невыразительности, неприметности прожить счастливую
жизнь. Ибо ты должна, ты обязана помнить, что
     жизнь  возжелает купить, выхолостить либо выкрасть любое дополнительное
преимущество,  едва  лишь  поймет  его  значение.  На  этих  чутких   весах,
учитывающих  тысячные  доли   колебаний,  возникают  неожиданности,  которые
озадачивают воспитателей: почему?
     - Мне все равно, красив он или нет.
     Ты начинаешь с ошибки и обмана.
     9, Умен ли он?
     Если в  самом начале  мать с тревогой задает этот вопрос, не за  горами
час, когда  она  предъявит  ребенку свои требования. Ешь, даже если ты  сыт,
даже  если  тебе  противна еда. Ступай спать, хоть бы и со  слезами, хоть бы
тебе пришлось еще час томиться без сна.
     Потому что ты должен, потому что я хочу, чтобы ты был здоров.
     Не  играй с песком, носи облегающие брюки, не трогай волосы, потому что
я хочу, чтобы ты был красив.
     - Он  еще не говорит... Он старше, чем... а все-таки еще не... Он плохо
учится...
     Вместо того чтобы наблюдать,  чтобы  видеть  и понимать, берется первый
пришедший  в  голову пример  "удачного ребенка" и перед собственным ребенком
ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться.
     Невозможно, чтобы сын состоятельных родителей стал ремесленником. Лучше
пускай будет несчастным школяром и человеком без моральных устоев. Не любовь
к  ребенку, а  эгоизм  родителей  выходит  тут на  первое место,  не счастье
личности,  а амбиции семейного сообщества, не поиски своего пути, а железная
поступь шаблона.
     Ум бывает деятельный и пассивный,  живой и вялый, скрытный и капризный,
подвижный  и упрямый, творческий  и  эпигонский,  поверхностный и  глубокий,
конкретный и  абстрактный,  практический  и  поэтичный,  память  может  быть
выдающейся и  посредственной. Один ловко  пользуется полученной информацией,
другой-  совестлив и  нерешителен. Врожденный  деспотизм  и рефлекторность и
критичность.  Встречается преждевременное и замедленное развитие, узкие  или
разносторонние интересы.
     Но кому какое до этого дело?
     Пусть хоть четыре класса кончит,-молит родительское смирение.
     Предчувствуя   замечательное  возрождение  физического  труда,  я  вижу
энтузиастов  для него  во всех  классах  и  слоях  общества. А  тем временем
продолжается борьба родителей и школы  с каждым проявлением исключительного,
нетипичного, слабого или неразвитого ума.
     Не-умен ли, скорее-какой ум?
     Наивно  призывать  семью добровольно принести тяжелую  жертву. Изучение
интеллекта и психотехнические испытания,  естественно, содержат  самолюбивые
стремления. Конечно, это песня весьма отдаленного будущего.
Категория: Библиотека родителя | Добавил: Sokolova (08 Апр 2010)
Просмотров: 1190 | Теги: януш корчак | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]