Главная » Статьи » Библиотека родителя

Януш Корчак. Содержание главы о чувствах ребёнка
Януш  Корчак. Содержание главы о чувствах ребёнка
Если бы мы  не относились пренебрежительно  к  ребенку, к его чувствам,
стремлениям,  желаниям, а следовательно,  и  к  играм, мы  бы поняли, что он
совершенно  прав,  когда  с  одним  играет   охотно,  другого  же  избегает,
встречается с  ним  по  принуждению и  играет неохотно. Можно подраться  и с
лучшим другом, но мир быстро восстанавливается, с  немилым же  и без  всякой
ссоры водиться неохота.
     - С  ним нельзя играть, он ревет неизвестно отчего, чуть что-обижается,
жалуется,  кричит  и  бесится,  хвастается,  дерется,  хочет  быть  главным,
сплетничает, обманывает - фальшивый, нескладный, маленький, глупый, грязный,
некрасивый.
     Один маленький плакса и зануда может испортить всю игру. Присмотритесь,
как стараются дети обезвредить его! Старшие  охотно принимают в игру малыша,
потому что он  может  на что-нибудь пригодиться, только пусть довольствуется
второстепенной ролью, пусть только не мешает.
     - Дай ему, уступи, пусти: он маленький...
     Вот и неверно: взрослые детям никогда не уступают.
     Почему  он  не  любит  ходить  туда  в гости? Ведь там  есть  дети, ему
нравится с ними играть.
     Играть-то  ему нравится, но только у  себя или в саду.  А там есть пан,
который  кричит;  там пристают  с поцелуями;  служанка его обидела;  старшая
сестра дразнится; там собака, которой он боится. Самолюбие  не позволяет ему
назвать истинные мотивы, а мать думает, что это каприз.
     Не хочет идти  в сад. Почему? Потому что ему старший мальчик пригрозил,
что побьет; потому что бонна одной девочки сказала, что пожалуется  на него;
потому  что садовник  погрозил ему палкой за то, что он на  газон за мячиком
полез;  потому  что  он  обещал  мальчику  марку  принести,  а  она  куда-то
задевалась.
     Есть капризные дети,  я  их  немало  видел на своих  приемах.  Эти дети
знают,  чего  хотят,  но  им  этого  не  дают,  им не  хватает дыхания,  они
задыхаются под бременем родительской опеки. Дети вообще относятся к взрослым
весьма  прохладно, а предельно  капризные  дети свое  окружение  презирают и
ненавидят. Неразумной любовью можно искалечить ребенка, и закон должен взять
его под свою защиту.
     81,
     Мы обрядили детей в мундир детства и верим, что они нас любят, уважают,
доверяют,  что они невинны, доверчивы, благодарны. Мы с упоением играем роль
бескорыстных опекунов, умиляемся при  мысли о  принесенных нами жертвах,  и.
можно  сказать,  до  поры до времени  нам с ними неплохо. Сначала они верят,
потом  сомневаются, пытаются  отбросить подкрадывающиеся исподволь сомнения,
иной раз пробуют бороться с ними, а увидев бессмысленность  борьбы, начинают
водить нас за нос, подкупать, обманывать.
     Они  подкупают  нас  просьбой, благодарной улыбкой,  поцелуем,  шуткой,
послушанием, подкупают сделанными  нам уступками, редко и тактично дают  нам
понять, что и у них есть кое-какие права, иной раз берут нас измором, а иной
раз открыто спрашивают: "А что я за это буду иметь?"
     Сто лиц покорных и взбунтовавшихся невольников.
     - Некрасиво, нездорово, грешно. Пани в школе говорила. Ой, если бы мама
знала.
     - Не хочешь-можешь идти. Твоя пани не умней тебя. Ну и что ж, что  мама
знает, что она мне сделает?
     Мы не  любим, когда отчитываемый нами ребенок  что-то  бурчит  себе под
нос, потому что в гневе с уст слета-
     ют искренние слова, которые мы слышать не желаем.
     У ребенка есть совесть, но ее голос молчит в мелких ежедневных стычках,
зато  выплывает  потаенная  ненависть  к  деспотической   и,  следовательно,
несправедливой власти сильных и поэтому безответственных.
     Если ребенок любит  веселого дядюшку, то за то, что благодаря ему имеет
минуту свободы, за  то, что  он вносит в  дом жизнь,  за то,  что принес ему
подарок. А подарок ценен тем, что удовлетворил давно лелеемую мечту. Ребенок
намного  меньше  ценит  подарки,  чем мы  думаем, неохотно  принимает их  от
несимпатичных ему людей:
     "Он думает, что купил меня",-кипит в его душе.
Категория: Библиотека родителя | Добавил: Sokolova (08 Апр 2010)
Просмотров: 1140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]