Главная » Статьи » Обзор развивающих методик

Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан не совершала научных переворотов и открытий: в отличие от прочих «звезд» раннего развития, она не педагог или психолог, а просто мама, правда, чуть более любопытная и наблюдательная, чем большинство из нас. По профессии Лупан — актриса, в молодости она была довольно популярна в родной Бельгии, но, выйдя замуж, бросила карьеру и переехала в Америку, где благополучно родила двух дочерей. Там, в Новом Свете, Сесиль очень увлеклась модной системой Глена Домана, согласно которой обучение детей должно начинаться уже в младенчестве. Попытавшись использовать приемы, предложенные Доманом, Лупан столкнулась с тем, что эта методика категорически не годится ее девочкам: старшая дочь быстро заскучала над карточками со словами, а младшую совершенно не интересовали игры с географическими картами. Тем не менее Сесиль не утратила веры в раннее развитие. К разным детям и подходы требуются разные, решила она и стала искать другие методы. Прочитав огромное количество психологической литературы, Лупан изобрела собственные «развивающие способы» и описала сложившуюся систему в книге «Поверь в свое дитя». Неожиданно для автора публикация получила живой отклик: мамы и па­пы начали писать Сесиль благодарственные письма, спрашивать совета и делиться своими историями. На самом деле в такой реакции нет ничего удивительного — работа Лупан моментально подкупает своей искренностью и адекватностью: бельгийская мама не давит на родителей и не призывает к педагогическому экстремизму.СЧАСТЬЕ ОТ УМАСистема Лупан включает в себя практически все сферы детского развития. Самые крупные блоки рекомендаций касаются области чтения, письма, логики и счета, дальше идут история с географией, искусство и, наконец, физкультура. Задача родителей состоит в том, чтобы привить ребенку любовь к самым разным наукам и занятиям. В своей книге Лупан не приводит четкого распорядка дня и не объясняет папам и мамам, когда и чему именно нужно учить малыша. На все подобные вопросы ответ один — ориентируйтесь на наследника: если какой-то предмет у ребенка сейчас «не идет», спокойно переходите к другому, который в данный момент ему действительно интересен. 
И не надо бояться пробелов в знаниях в той или иной области — педагоги (и Лупан в том числе) считают, что развитие в любом из направлений благотворно влияет и на все остальные способности малыша. А вот учебное насилие — просто опасно: «развитие любой ценой» может спровоцировать у карапуза ненависть к учебному процессу. Полемизируя с Доманом, Лупан несколько раз подчеркивает, что идея «вырастить гения» глубоко порочна, ведь гениальность дается людям от природы и искусственно создать ее не сможет ни одна методика. Цель Сесиль куда более скромна, она призывает родителей заниматься с малышами таким образом, чтобы любые уроки приносили им удовольствие.ТРИ КИТАЛучше не делать ничего, чем вызвать у ребенка скуку. Несмотря на подзаголовок своей книги «раннее развитие», Лупан пришла к парадоксальному выводу: учиться рано никогда не поздно. Образование дошкольников — это игра, и прекращать ее нужно до того, как ребенок устанет. Более того, если процесс обучения неинтересен ни вам, ни малышу, занятия абсолютно бессмысленны. Лупан пишет, что встречала немало родителей, которые вовсе не стремились дать своим детям разносторонние знания, но при этом делились с ними своим жизненным опытом и хорошим настроением. Такое поведение было значительно ценнее, чем вымученное нудными тренировками умение читать у трехлетки. 
Родители — лучшие учителя ребенка. Лупан убеждена, что даже если папа с мамой никогда не держали в руках кисточку, а по их ушам промаршировала рота медведей — они все равно способны привить малышу любовь к живописи и музыке. А вот какая-нибудь художка или музыкалка скорее всего отобьют у ребенка всякое желание творить. Дети хотят подражать родителям, а не посторонним дядям и тетям. Планируете вырастить умного и спортивного ребенка? Тогда начинайте с себя — сами открывайте книги и вставайте на лыжи. 
Понимание не должно предшествовать познанию. Зачем давать детям сложные книжки и водить их по серьезным музеям, думают родители двухлеток, пусть сначала немного подрастут и поймут, как это прекрасно. Лупан же считает, что малыши вполне в состоянии воспринимать сложные материи, ведь их вкус пока еще ничем не испорчен. Качественная репродукция классической картины или басня Лафонтена будут для ребенка и полезнее, и интереснее примитивных комиксов и адаптированных сказок. Ну а бояться перегрузить чадо не стоит: не сомневайтесь, детка не будет скромничать и сразу даст вам понять, что уроки поднадоели.ГЕРОЙ СВОЕГО РОМАНАЛупан согласна с педагогами, которые считают, что развитие речи начинается с самого рождения. Несмотря на то что ребенок пока еще молчит (или мычит), он уже вполне в состоянии анализировать окружающие его звуки. А значит, чем больше вы говорите с младенцем, тем лучше! 
Развиваем речь.Уже в 2 года Лупан предлагает выучить с малышом первое стихотворение, причем длинное и сложное — например, басню о вороне и лисице. Сначала вы просто читаете текст с выражением, потом на глазах у потрясенного слушателя рисуете иллюстрации к истории и, наконец, пересказываете ее, объясняя трудные слова. Затем нужно предложить чаду игру — договорить рифмованные строчки вслед за вами. Так постепенно он выучит все произведение целиком (только не торопитесь — 2–3 стихотворений в год вполне достаточно!). 
Учим буквы.Чтобы ускорить обучение чтению, слова и буквы должны окружать младенца буквально с колыбели. Например, можно распевать алфавит на мотив какой-нибудь детской песенки «В лесу родилась елочка» — «А Бэ Вэ Гэ Дэ Е Ё Жэ! Зэ И Ий Ка Эль Эм!» — ребенку эта «абэвэгэдэйка» сначала будет так же непонятна, как и любой другой набор звуков, но, когда вы доберетесь до букваря, окажется, что он уже знает весь алфавит наизусть. 
В продаже есть много азбук с картинками, но Лупан советует родителям нарисовать свою собственную — пусть у вас получится криво и примитивно, зато личным примером вы сумеете вдохновить ребенка на «познавательные» подвиги. В домашнем алфавите каждую букву нужно написать крупно и жирно, а к ней — менее ярким цветом пририсовать соответствующую вещь или зверушку. Например, «А» прячет «альбом», в «Б» сидит «белка», а в «Д» — рычит динозавр. К каждой картинке придумывается вопрос. Скажем, «Кто упал с полки?» — «А!», «Кто прячется на дереве?» — «Б!» «Кто жил в древности?» — «Д!».
КСТАТИ.Чтобы наследник различал звуки на слух, Лупан предлагает родителям вспомнить игру «Голубь летает» (у нас она известна под названием «Съедобное — несъедобное»). Вы кидаете мяч и называете слово с какой-то определенной буквой — например, с «п»: папа, пень, пони — ребенок ловит мяч. Бисер, булка — пропускает и т.д.
Учим слова.Сесиль Лупан отчасти согласна с Гленом Доманом в том, что буквы со слогами являются для детей непонятной абстракцией, и поэтому предлагает приучать малышей к простым и понятным словам, а уже потом объяснять, из чего они состоят. Когда ребенку исполнится два года, имеет смысл повесить в детской таблички с названиями предметов: «Стол», «Шкаф» и «Кровать». Пусть малыш для начала привыкнет к виду слов, а чтобы потом было легче разобраться в их составе, Лупан советует выделять звуки разными цветами: согласные — черным, гласные — красным, а сложнопроизносимые (например «ст» в слове «лестница») — зеленым.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПО ЛУПАНЛупан уделяет много внимания закалке и развитию физических способностей у самых маленьких детей. Плаванию она учит уже с рождения и считает, что надо всячески поощрять желание юных спортсменов самостоятельно ходить, бегать, прыгать и кувыркаться. Для того чтобы вырасти сильным и ловким, ребенок должен видеть вокруг себя людей, увлеченных движением и спортом, и иметь специальное пространство для самостоятельных упражнений.
Подобных игр Сесиль придумала великое множество: можно, например, составлять вместе с деткой меню для обеда. Пишете на листочке «пюре, котлета, чай», а потом читаете слова вслух, показывая, о чем, собственно, идет речь. 
Еще одно замечательное развлечение называется «Почта». Торжественно сообщите ребенку, что ему прислали письмо! Пусть он сам достанет из почтового ящика красивую открытку с простым текстом вроде: «Привет, Вася! Давай играть. Целую, мама», — чем дальше, тем более глубокомысленными должны становиться ваши послания. 
КСТАТИ.Дети любят сложные слова и часто за­учи­ва­ют их, не понимая смысла. Лу­пан предлагает воспользоваться этой страстью и периодически устраивать дома День нового слова. Выберите какое-либо сложное словечко, красиво напишите его на листе бумаге (лучше, если рядом будет картинка) и доходчиво объясните малышу, что оно обозначает. А дальше — в качестве закрепления пройденного — можно играть с этим словом как угодно: рисовать его, строить из кубиков или просто придумывать предложения.
Читаем книги.Когда ребенок разберется с отдельными словами, создайте для него (самостоятельно!) первую книгу. Сделать ее очень просто: распечатайте несколько фотографий малыша, наклейте их в тетрадку и под каждой картинкой напишите простой и короткий текст. Такие «романы» дети готовы разглядывать и «перечитывать» бесконечно (само собой, без помощи родителей тут не обойтись — кто же еще будет читать текст). Дальше можно сочинить несложный приключенческий рассказ, героями которого станут любимые детские игрушки, или, например, сказку о том, как ваш сын отправился в путешествие и победил всех пиратов, — такие истории потрясенный ученик будет готов читать даже без картинок. 
КСТАТИ.Позже карапуз на­вер­ня­ка захочет при­сое­ди­нить­ся к сочинительству — и это отличный повод, чтобы научиться писать. Лупан считает, что за пе­чат­ные буквы вполне можно брать­ся, не дожидаясь школы, а вот прописи и про­чую каллиграфию лучше оста­вить на откуп учителю — с этим, не­сом­нен­но, согласятся и наши педагоги.
ЭТИКА МАТЕМАТИКИВ целом, советы Лупан в области счета и логики повторяют хорошо известные методики — играйте с антонимами и синонимами, собирайте предметы в группы, ищите лишнее и т.д. Необычен подход к самим основам — например, чтобы выучить арифметику, нужно овладеть логикой, — считает автор. А для того чтобы научиться мыслить логически, нужно, чтобы сама жизнь ребенка была упорядоченна и справедлива. Так что перед тем как приступать к сложению с вычитанием, Лупан советует родителям проверить собственные навыки.От вас требуется:
  • не лгать ребенку. А если он стал свидетелем обмана, объясните, что и почему произошло; 
  • выполнять свои обещания. Если что-то запамятовали, не забудьте по крайней мере потом извиниться; 
  • различать правила и исключения. Например, переходя дорогу, надо всегда держать взрослого за руку. Ну а мультики иногда можно и допоздна смотреть — ключевое слово здесь «иногда»; 
  • прямо и по существу отвечать на детские вопросы. Отделываться от бесконечных «почему?» фразой «подрастешь — узнаешь» — верный способ отбить у детки желание чему-либо учиться. Если вы не знаете ответа, то не стесняйтесь честно сказать об этом, а потом просто поищите нужную информацию вместе.
Практическая часть
  • Чтобы не отвлекать ребенка непонятными закорючками (имеются в виду цифры), можно начать освоение счета с более простых символов. Например, попросите малыша нарисовать на листе бумаге столько точек, сколько карандашей лежит на столе. Потом таким же образом он может обозначить количество собственных пальцев или стульев, стоящих в комнате. Постепенно карапуз научится считать безо всяких точек, и тогда можно переходить к изучению цифровой записи. Как и в случае с алфавитом, Лупан советует придумывать песенки про счет, рисовать «живые» цифры и играть с ними. 
  • Чтобы объяснить, что такое «ноль», задавайте малышу шуточные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане?» «Сколько крокодилов у нас в ванной?» — так детке будет проще понять, что означает этот символ. 
  • Обратный счет — основа вычитания. Считайте вслух от 10 к нулю при выполнении обычных житейских дел: перед тем как включить телевизор, выключить свет или выйти из дома. 
  • Начинать изучать метрическую систему исчисления лучше всего с измерения роста и веса всех членов семьи, включая ребенка. Посчитайте, кто самый тяжелый или, например, самый высокий человек в вашем доме.
МЕТОД НЕ ДЛЯ ВСЕХПростая и в чем-то даже примитивная система Лупан способна вызвать у многих родителей желание немедленно применить те или иные воспитательные элементы на практике. Но, увы, получится это далеко не у всех. Во-первых, Сесиль требует от мам и пап почти сверхъестественной чуткости к желаниям своих детей, а во-вторых — очень объемной творческой подготовки к занятиям. Хотите понять, когда и чем заниматься, — угадайте по настроению малыша! Хотите, чтобы ребенок слушал классику и играл на скрипке, — сами накопите интеллектуальный багаж и выучите ноты. Хотите, чтобы плавал как рыба и скакал на лошади как храб­рый ковбой, — ступайте в бассейн и на конюшню вместе с наследником. Лупан следовало бы назвать свою книгу «Поверь в себя» — к сожалению, как стать идеальным родителем, автор не ­объясняет. 
К спорным сторонам метода относится и отсутствие способов проверки его результатов. Единственная мера оценки ваших стараний, которую признает автор, это детский интерес. Ребенок увлечен — учите дальше, потерял любопытство — прекращайте. Устраивать экзамены нельзя, утверждает Лупан. 
При этом она же сама пишет, что искренняя радость малыша свидетельствует лишь о том, что ему не причиняется вреда. Но вот получает ли ребенок пользу, покажет исключительно будущее. 
Как же сложилась жизнь дочерей самой Сесиль — неизвестно, да и вряд ли можно считать судьбу двух девушек убедительным аргументом «за» или «против».
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙВидимо, в европейских и американских школах историю и географию преподают так же формально и занудно, как и в России: Лупан твердо убеждена, что только родители способны превратить эти дисциплины в интереснейшие и живые науки. 
Для начала разберемся с личной историей. Как можно чаще показывайте малышу альбомы с семейными фотографиями и рассказывайте о том, кто на них изображен. Дети очень любят слушать истории «про себя» — разговаривайте с наследником о том, каким он был, когда родился: что ел, как кричал и во что играл. Обращайте внимание карапуза на то, как отличались ваши детские годы от его собственных, вспоминайте бабушек и дедушек, которые жили без телевизора и, скажем, без телефона. 
Когда ребенок свыкнется с идеей прошлого, с тем, что большие и старые люди когда-то тоже были маленькими, можно переходить на более серьезный «исторический» уровень. «Давным-давно, еще до того, как родилась твоя бабуля, на свете вообще не было людей. Зато были тираннозавры!» Тут вам, конечно, пригодится хорошая энциклопедия и фигурки зубастых ящеров. Как только ребенок начнет немного разбираться в своем прошлом — самое время прокладывать неразрывную нить между вашей семьей и динозаврами. Именно на нее он потом, на протяжении всей жизни (в школе, институте и на работе) будет нанизывать всевозможные события и факты. В противном же случае малыш рискует запомнить лишь разрозненные этапы человеческого развития и бессвязный набор дат, открытий и смертей. А для того чтобы эта самая «нить знаний» была крепкой, Лупан советует родителям переписать историю заново. Она берет для примера события своей родины, а мы, естественно, возьмем российские. Разбейте историю на небольшие «кусочки», о каждом из которых можно сочинить по небольшому, максимально простому и увлекательному рассказу. В отдельно взятом эпизоде должно быть всего понемногу: строчка о войнах, еще одна — о знаменитых людях или о событиях в соседних странах и т.д. Лупан считает, что увлеченным родителям не составит труда в финале преобразовать собранную информацию в стихи или придумать песню — по куплету на век. По крайней мере ей самой это удалось: она напевала свое сочинение двухлетним дочкам, а когда те подросли, поведала им об исторических событиях более подробно. Конечно, не всякая мама способна на подобное творчество, но с кратким изложением судьбы родной страны наверняка справятся все родители (только не забывайте сопровождать свои рассказы иллюстрациями — портретами царей, репродукциями картин и кадрами из фильмов). 
ПОДСКАЗКА:вам понадобятся интересные факты о каждом веке. Например, во времена Рюрика в Европе появились первые ветряные мельницы, а у Павла I в детстве был особый алфавит, буквы для которого были отлиты в виде солдатиков. Такие детали производят на детей неизгладимое впечатление, поэтому в каждый рассказ обязательно добавляйте нечто подобное.
НА ДАЛЕКОЙ АМАЗОНКЕОбучение географии строится на тех же принципах — от личного к всемирному. Уже в 2 года можно обращать внимание ребенка на то, где в вашей квартире находятся те или иные вещи. Когда малыш начнет рисовать, начертите вместе с ним план квартиры и покажите, где на этой схеме находится его комната, кошачий домик и, например, ванная. Дальше расскажите о звездах, солнце и планетах. Затем вернитесь к малому и объясните географию на примере матрешки: люди живут в домах, дома — в городе, а города — в стране. Государства же находятся на континентах (это такой большой участок земли, вокруг которого много воды). А все это вместе называется планета Земля. 
Для профилактики топографического кретинизма можно даже завести компас и проложить маршрут по квартире в поисках запрятанных вами сокровищ. Отправляясь к бабушке в деревню, узнайте все об окрестностях и расскажите об этом ребенку. Попросите знакомых присылать вам открытки из своих городов — так вы можете сделать альбом «виртуальных» ­путешествий. 
Возможно, малыш и не запомнит все, что вы ему предложите, но в голове у него останется цельное представление об истории и географии нашей планеты, а это уже очень и очень много.КАРТИНА МАСЛОМСамая приятная и простая часть системы Лупан — изучение истории искусства. Если с альбомами репродукций в доме обращаются как с китайскими вазами династии Мин, а папа уныло тащится с малышом в музей только после сотни напоминаний, то ваш наследник вряд ли вырастет большим поклонником живописи. 
Приучать ребенка к прекрасному надо постепенно. Для начала распечатайте (или найдите в книгах) несколько знаменитых картин, на которых изображены дети, и кратко расскажите о них: «Картина называется «Девочка с персиками», а нарисовал ее Валентин Серов. А вот полотно «Опять двойка» — его автор Федор Решетников». Такие короткие уроки вполне можно устраивать двухлетним малышам, а с более старшими дошкольниками очень полезно раскладывать картины по эпохам и стилям. Пусть ребенок попробует угадывать автора еще неизвестных ему изображений — вы удивитесь, но маленькие дети запросто научатся отличать Мане от Моне. И не забывайте добавлять в свои рассказы занимательные факты из жизни художников: один жил на острове с дикарями, другой отрезал себе ухо, а третий создавал свои произведения в темном подвале.   
Категория: Обзор развивающих методик | Добавил: Sokolova (25 Сен 2011)
Просмотров: 1955 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]