Главная » Статьи » Обзор развивающих методик

Развитие воображения детей дошкольного возраста
Выготский, посвятивший немало времени изучению детского воображения, доказал: лучше всего эта способность развивается в тот момент, когда малыши играют. По его мнению, именно в процессе игры происходит «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».Ролевые игры.В непривычной для себя роли доктора или, скажем, проводника поезда карапуз не только учится импровизировать, но и выводит «из сумрака» новые слова и речевые обороты, которые запомнил во время посещения поликлиники или путешествия. Кроме того, подобные занятия — отличный способ «тренировки» социальных навыков: к примеру, если мама-«покупатель» пришла в «магазин», то малыш-«продавец» должен ее поприветствовать и вежливо поинтересоваться тем, что бы ей хотелось приобрести, а когда покупки будут «оплачены» — непременно сказать «спасибо» и попрощаться. Затем нужно поменяться ролями — пусть наследник побывает «с обеих сторон прилавка».
ВАЖНО.В любой игре взрослый всегда занимает более выгодную позицию: его жизненный опыт несравненно богаче, а значит, и воображение развито значительно сильнее. Именно поэтому мамы и папы (бабушки с дедушками этим грешат реже) довольно часто не могут противостоять искушению начать играть вместо ребенка, а не вместе с ним. Чаду при этом отводится роль простого наблюдателя, и ничего хорошего в этом нет. Джанни Родари, например, настаивает на том, что главным в игре должен быть именно малыш, а задача родителей — «стимулировать изобретательность ребенка, вооружить его новыми средствами, которые он пустит в оборот, играя один».
Сюжеты.Для игры в рыцарей, конечно, можно завести специального деревянного коня, но если немножко подумать, то вы­яс­нит­ся, что и на обычной швабре тоже скачется очень неплохо. Подобная возня с пред­ме­та­ми-«заместителями» не только здорово упрощает жизнь, но и стимулирует абстрактное мышление, которое очень пригодится ребенку в школе. 
С бытовой абстракцией дети неплохо справляются сами — скажем, девочки совершенно серьезно кормят кукол супом из пуговиц и веточек, а мальчики лихо и ве­се­ло стреляют из обыкновенных палок. Можно усложнить задачу и предложить малышу в качестве игрушки нечто совсем уж неигровое — к примеру, помпоны от старой шапки. Ваша задача — помочь наследнику обнаружить сходство между этим самыми помпонами и, скажем, семейством хомяков. А дальше пусть ребенок сам придумывает игру с «грызунами». 
Еще один способ «оживить» совершенно обыденные предметы — придумать про них занимательный рассказ. Одна очень находчивая мама — героиня книги Джанни Родари — научила сына самостоятельно застегивать рубашку так: каждый раз, одевая ребенка, она рассказывала ему историю про Пуговку, которая долго искала свой домик и очень радовалась, когда жилище все-таки обнаруживалось! Попробуйте повторить этот удачный опыт, а еще лучше — сочините вместе с ребенком свою собственную байку, например про Шнурок, заблудившийся в дырочках ботинка. Между прочим, Ганс Христиан Андерсен, которого никто не посмеет назвать человеком без фантазии, делал героями своих сказок иголки, наперстки и елки, то есть самые обычные и «скучные» предметы. А какой эффект!ВЕСЬ МИР — ТЕАТР.Кукольное представление — настоящая на­ход­ка для родителей, которые хо­тят подстегнуть воображение на­след­ни­ка. Натянул тихий и скромный Васенька куклу-перчатку — и тут же превратился в бойкого и задиристого Петушка — Золотого гребешка. Фантазия заработала — и представление началось! 
Впрочем, можно обойтись и без реквизита. Сыграйте с малышом в «Крокодила» — для этого развлечения достаточно пары участников (хотя, конечно, чем больше народу, тем веселее). Ведущий загадывает какого-нибудь сказочного персонажа (или некий предмет) и изображает его с помощью пантомимы, задача остальных игроков — понять, что это такое им показывают. В подобные угадайки можно играть даже на улице. Посмотрите на небо — на что похоже, скажем, вон то облачко? На дракона или на поросенка? А вот эта трещина на стене напоминает ящерицу или стебель растения? Кстати, именно такой простой и очевидный метод развития воображения пропагандировал великий Леонардо да Винчи, а уж он-то знал толк в фантазиях!Звуки му.Наукой доказано, что голос у каждого из нас неповторим (точь-в-точь как отпечатки пальцев), и этот факт тоже можно использовать для развития воображения. Пусть ребенок представит, будто он — инопланетянин Альф или, допустим, гном Тихогром, и с интонациями своего героя ответит на ваши вопросы: «Где ты живешь? Что ты ешь на завтрак? Во что ты любишь играть?» и т.д. 
Еще одно упражнение: произносить от лица разных сказочных персонажей одну и ту же фразу. Например, «Я люблю поспать после обеда»: ясно же, что сестрица Аленушка скажет это совсем не так сурово и кровожадно, как голодный Серый Волк. 
А какой простор для воображения предоставляет музыка! Прокрутите детке фрагмент какой-нибудь несложной мелодии и предложите придумать, кому из сказочных персонажей она подходит. Здесь главное — отказаться от собственных стереотипов: «Полет шмеля» вполне может проиллюстрировать воздушную погоню Гарри Поттера за снитчем, а «Турецкий марш» — парад лилипутов перед изумленным Гулливером. 
Добрый крокодил и злая бабушка.Психологи отмечают, что почти все нынешние дети не любят читать — и причиной тому именно плохо развитое воображение. Малышам нравятся мультики, компьютерные игры и рекламные ролики — все образы в них настолько ясны и понятны, что фантазии совершенно не от чего оттолкнуться. В общем, без чтения никак не обойтись!Спрашивали — отвечаем.Простейший способ расшевелить воображение ребенка — это обстоятельно поговорить с ним о прочитанном. Завершили одну главу? Отлично, теперь подробно обсудите ее. «Как ты думаешь, а почему лиса так поступила? А какое у медведя было в этот момент настроение? А что бы ты сделал на месте Красной шапочки?» — ответы на эти вопросы помогут малышу не только лучше запомнить содержание, но и посмотреть на описанную ситуацию «изнутри» и проникнуть в мотивы поведения персонажей.А что было бы, если...Эту серию упражнений подробно описал Джанни Родари. Итальянский сказочник очень точно подметил консерватизм детей: нельзя просто взять да и рассказать сказку про Колобка другими словами — нужно, чтобы текст звучал точно так же, как вчера или, скажем, неделю назад. Если же вдруг вы приметесь своевольничать, карапуз вас немедленно оборвет: «Нет, там было не так!» Ребенку требуется порядок, а значит, Лиса обязана быть Патрикеевной, Василиса — Прекрасной, а Кащей — исклю­чи­тель­но Бессмертным. Но для того чтобы взбудоражить фан­та­зию слушателя, просто необходимо иногда переворачивать сюжет сказки «с ног на голову». Со временем наследник даже начнет получать удовольствие от таких вольностей!Все наоборот.Что произойдет, если Красная Шапочка вдруг станет злой, а волк — добрым? А как быть, если капризная Золушка откажется выполнять задания покладистой мачехи? Поначалу перелицовывать старые сказки на новый лад вы будете самостоятельно, но постепенно малыш к вам присоединится. Это же весело!Сказочный винегрет.Создайте свое собственное волшебное царство, пусть, например, Буратино отправится на дело вместе с сорока разбойниками, Кот в сапогах поступит в услужение к Гензцелю и Гретель, а маркиз Карабас возьмет да и женится на царевне Несмеяне. Что выйдет изо всей этой катавасии? Это зависит только от вас с ребенком — придумывайте!
ТИПЫ ВООБРАЖЕНИЯСны мы видим независимо от своего желания: снятся и все тут. Контролировать сновидения человек не в состоянии, но иногда именно они транслируют наши потаенные мечты. 
Грезы это уже более активная и регламентируемая форма воображения: человек не просто воспринимает явившуюся невесть откуда картинку, а сам ее и создает, мечтая о чем-то приятном и желанном. 
Воссоздающее вообра­жение такие фантазии всегда отталкиваются от весьма конкретной точки. Например, мы слушаем музыку, читаем книгу или рассматриваем картину, а параллельно в голове у нас возникают некие образы. 
И наконец, высшая форма «придумывания» — творческое воображение, с помощью которого мы создаем новые и, как правило, абсолютно нереальные сюжеты или персонажей. 
Есть несколько приемов творческого воображения:
  • агглютинация, то есть «склеивание» нескольких знакомых образов в один не существующий, — плодами подобных фантазий можно назвать русалок, слонопотамов и, скажем, избушки на курьих ножках; 
  • акцентирование, или вычленение какой-либо характерной черты или особенности персонажа, — по такому принципу, например, создаются шаржи и карикатуры; 
  • гипербола, то есть преувеличение, — был, скажем, обычный человек, а мы взяли и превратили его в сказочного великана; 
  • литота, или преуменьшение, — с помощью этого приема «родились» Дюймовочка и Мужичок-с-ноготок.
БЕГЕМОТ В ШКАФУ.Когда речь заходит о развитии воображения, трудно пере-оценить значение таких простых вещей, как альбом, фломастеры и краски.Задание 1.Нарисуйте на листе 5–6 квадратов (треугольников, кружков или ромбиков) и попросите ребенка дополнить эти изображения так, чтобы получились какие-нибудь предметы. Например, из прямоугольников запросто получатся подушка, экран папиного ноутбука, мамина сумочка или конверт, а ромбик можно превратить в поплавок, юлу и конфетный фантик.Задание 2.Поставьте на листе несколько жирных точек — и пусть малыш соединит их линиями так, чтобы получилась картинка.Задание 3. Вам понадобится какая-нибудь сюжетная иллюстрация: исполь­зуйте фотографии из журнала или картинки из книжки — главное, чтобы изображенные на ней персонажи что-то активно делали. Закройте половину картинки чистым листом и предложите наследнику угадать, чем же заняты герои. Приветствуются варианты посмешнее: допустим, бегущий что есть мочи кот может не только удирать от собаки, но и, например, догонять уходящий поезд.Задание 4.Изобразите в цен­т­ре листа большую аква­рель­ную или гуашевую кляксу, со­гни­те лист пополам, про­гладь­те ладонью, потом разверните — и предъявите наследнику получившуюся кракозябру. На что она похожа? Устройте соревнование — кто даст больше ответов. Потом можно предложить ребенку дорисовать кляксу, так чтобы из нее получилось нечто легко узнаваемое.Задание 5.Учимся видеть то, чего нет. Вот, скажем, на картинке изображен шкаф. Его увидеть просто, а вы попытайтесь разглядеть на рисунке, допустим, еще и бегемота. Подсказка: животное сидит в шкафу. Следуя той же логике, желтый квадрат может оказаться залитой солнцем пустыней, по которой идет караван золотистых верблюдов. Классический пример такой угадайки — удав, проглотивший слона, из сказки про Маленького принца.КУДА УВОДЯТ МЕЧТЫРазвитое воображение — это прекрасно, но, как и в остальных сферах жизни, тут тоже важно соблюдать чувство меры. Слишком уж бурная фантазия может оказать ребенку дурную услугу.Проблемы с обучениемЗанятия математикой, чтением или иностранным языком идут насмарку, потому что учить про «a table» — гораздо скучнее, чем мечтать о полете в космос или битве с драконами. Вы, конечно, можете попробовать запретить наследнику «витать в облаках», только вот вряд ли он вас послушается. Вместо того чтобы отречься от сказочных миров, детка просто перестанет ставить вас в известность о том, что происходит в его «вселенной». Придется напрягать собственное воображение — и объяснять, что без знания английского вряд ли удастся покорить прекрасную принцессу (она же живет за тридевять земель и по-русски ни бум-бум!), а знание математики очень пригодится во время боя со Змеем Горынычем для подсчета отрубленных голов.Уход от реальностиЕсли у малыша не складываются отношения с другими детьми или он остро реагирует какие-то семейные неурядицы, то мир фантазий порой становится единственным «местом», где он чувствует себя комфортно. Как правило, дети, переживающие нечто подобное, внезапно становятся замкнутыми, начинают много плакать, а иногда и проявлять немотивированную агрессию. Лучший выход из ситуации — визит к психологу: самостоятельно справляться с подобными «подменами» мы вам категорически не рекомендуем!Я не трус, но я боюсьВсем читают про Бармалеев и Бармаглотов, но почему-то одних малышей эти персонажи не пугают (а если и пугают, то совсем чуть-чуть), а для других становятся кошмарным наваждением. Не стоит пичкать чрезмерно впечатлительных карапузов красочными злодейскими историями! В противном случае вам придется ежевечерне сидеть у постели наследника и дожидаться, покуда он уснет, или, если дело зашло слишком далеко, бороться с неврозом (одним из его проявлений может стать энурез) с помощью психолога.    
ПАТЕНТОВАННОЕ СРЕДСТВОВ середине прошлого века советский ученый и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер придумал систему под названием «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ). Если говорить вкратце, то, по мнению автора, любой человек способен что-нибудь изобрести: надо только понять, «технологию» процесса, и исключить «ненаучные» факторы вроде внезапного озарения или визита капризной музы. Вообще-то ТРИЗ — штука серьез­ная и сложная, но на осно­ве этой методики педагоги раз­ра­бо­та­ли серию упражнений, которые помогают развивать воображение и креативность даже у самых маленьких.«Данетка».Вы задумываете слово (например, «пингвин»), а ребенок пытается его угадать, задавая наводящие вопросы («Это живое? Птица? Она большая?» и т.д.), отвечать на которые можно только «да» или «нет». «Перевертыши».Вы бросаете малышу мячик и называете слово («белый», «гладкий» и т.д.), а он в ответ должен сказать вам нечто противоположное по смыслу («черный», «шершавый») и вернуть мяч. «Маша-растеряша».«Ой-ой-ой! — говорите вы наследнику. — Кажется, я потерял(а) ножик! Чем же теперь мы будем резать колбасу?» И малыш должен придумать как можно больше «ножезаменителей»: линейка, игрушечная сабля, ножницы… «Цепочка».Для этого задания понадобятся карточки с картинками. Ребенок должен составить из различных изображений логи­че­скую цепочку. Например: дерево — книжка — девочка — кукла («Из дерева сделали книжку, девочка ее прочитала, а потом стала играть с куклой»). Чем длиннее получится цепочка, тем лучше.
Категория: Обзор развивающих методик | Добавил: Sokolova (25 Сен 2011)
Просмотров: 2866 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]