Главная » Статьи » Описание развивающего занятия

Музыкальные занятия: для мамы и малыша
В настоящее время широкое распространение получили методики раннего обучения детей чтению и другие методы раннего интеллектуального развития. Нейропсихологи считают, что такое интенсивное одностороннее развитие вредит нервно-психическому потенциалу ребёнка и может привести к невосполнимым потерям.
По оценкам специалистов в результате воздействия объективных неблагоприятных факторов 85%-90% детей в России уже с момента рождения находятся в «зоне риска», имея предрасположенность к различным нарушениям развития. У многих детей обнаруживаются проблемы с концентрацией внимания. Мы надеемся, что наш опыт музыкально-ритмических занятий с малышами может быть полезен
для гармоничного всестороннего развития малышей, а также для профилактики и коррекционной работы и в условиях семьи и в дошкольных учреждениях.
В первые годы наших занятий с детьми основной задачей было выявление и развитие их музыкальных способностей, а также подготовка малышей к конкурсному поступлению в специальные музыкальные школы и к успешному обучению в районных музыкальных школах. Была создана методика - технология обучения элементарной игре на клавишных инструментах, методика развития абсолютного слуха, игровые приёмы обучения пения и игре по нотам для детей 3-4 лет. Практика показала, что раннее развитие музыкального слуха и элементарная игра на клавишных инструментах эффективно способствуют общему музыкальному развитию.
Со временем нам стало ясно, что для большинства родителей самым ценным является общее развитие малышей, а также получение положительных эмоций в процессе обучения. Таким образом, формирование маленьких вундеркиндов и связанные с этим серьёзные занятия подходили далеко не всем.
К нам на занятия приводили, привозили и приносили всё более
маленьких малышей, и наш творческий поиск продолжался. В конце-концов выяснилось, что взять готовые материалы для занятий с самыми маленькими, в общем-то, негде, методик и тем более поурочных планов для весёлых музыкальных занятий с малышами до 3-4 лет тоже, как ни странно, нет.
Методистами-музыкантами в 30 – 60 годы была создана стройная система общего музыкального развития детей в группах из 20 детей, в более старых, особенно довоенных сборниках попадались задорные тексты, чувствовался творческий поиск, но малышкового там практически не было.
Даже более современные сборники, в основном, содержали или слишком сложные, или недостаточно интересные песенки с примитивным аккомпанементом и унылыми текстами, а ограниченность игровых приёмов и заданий не позволяли надеяться на поддержание интереса у современных родителей и энергичных малышей.
Ни модная в то время эмоционально - образная методика запоминания интервалов и аккордов В. Кирюшина, ни игра в детском оркестре по методике К. Орфа, ни пение по методике Струве не подходили для несознательных малышей.
Пришлось идти по тернистому пути педагогического творчества.
Реальной помощью могли стать только самоотверженные оптимистичные мамочки, которые, не зная никаких методик, шли на урок вместе с малышами и готовы были поддержать любое полезное и интересное дело.
Так в обстановке, максимально приближенной к боевой, начала складываться методика «Музыка с мамой».

Было принято несколько принципиальных решений:
  1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
  2. Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности для малышей от года – полутора и старше должно быть движение.
  3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
  4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
  5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
  6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

Следом за практическим опытом начало формироваться и теоретическое обоснование нашей авторской методики.
Музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием) являлась необходимым условием общего развития малышей. В наших методических разработках музыка должна была всегда сочетаться с движением, например в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.
На музыкально – ритмических занятиях музыка должна была стать средством воздействия: определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, музыка подсказывала детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становилась понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как они смогли бы понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.
Полистав умные книжки, мы осознали, что, развлекая детей с помощью движения под музыку и мамочек, делаем весьма полезное дело. Тем, кого интересует, как расценивается врачами и психологами весёлая музыкально - ритмическая деятельность предлагается небольшое ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.


<
Категория: Описание развивающего занятия | Добавил: Sokolova (09 Ноя 2010)
Просмотров: 1127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]